СТРУКТУРА МИРОСИСТЕМЫ

Tags: No Tags
Comments: 1 Comment
Published on: 10/11/2011

Критика линейно-стадийных концепций общественного развития второй половины двадцатого века дала развитие  миро-системному подходу в оценке социальной эволюции. Работы Ф.Броделя, И.Валлерстайна, С.Амина, А.Г.Франка, У.Ростоу , Дж.Арриги открыли путь широкой научной дискуссии, в которой разработка географического применения миро-системного анализа, на наш взгляд, требует определения понятия  «миросистема» с учетом общественно-географической сущности глобализации.


Термин «глобализация» широко представлен в обществоведческих и экономических исследованиях, и его трактовки приобретают четкость и определенность с точки зрения культурологической концепции (М.Маклюэн, К.Омаэ и др.); экономической сущности (Т.Левит, Дж.Сакс и др.); геополитических подходов (А.Механ, Дж.Маккиндер, Дж.Спайкмен, С.Коэн, Д.Майнинг, З.Бжезинский и др.); геополитической экономики (Н.Кондратьев, И.Валлерстайн, Дж.Агню, П. Холл, С.Хантингтон и др.). Общественно-географический анализ глобализации акцентирует внимание на многомерности процесса, в котором следует различать демографическую, экологическую, геоэкономическую, информацинную, технологическую, социально-культурную и геополитическую составляющие. При этом,  следуя П.Хаггетту [4, 586-587], понимание того, что глобализация является процессом, в котором события, деятельность и решения человека в одной части света могут иметь значительные следствия в отдаленных частях планеты, актуализирует анализ глобализации с учетом двух аспектов:

  • пространственного, который характеризует расширение географического масштаба генетического и функционального взаимодействия в системе человек-природа; и
  • не пространственного, который определяется постоянным возрастанием интенсивности генетических и функциональных связей в рамках одного и того же географического масштаба.

Поиск закономерностей комплексности и пропорциональности взаимодействий в системе человек-природа акцентирует внимание на понимании синергии экстенсивного и интенсивного характера глобальных процессов. Комплексный характер географического мышления открывает возможности мультиказуального определения глобализации и развития концепции геопространственного аспекта глобализации как глубоко дифференцированного процесса возрастания масштабности потоков и структур активности, динамичности и интенсивности генетических и функциональных взаимодействий в системе человек-природа  [2,69]. В этой связи, логика приводит к трактовке миросистемы как результата и процесса формирования глобального геопростанственного единства (целостности) причинно-следственных эффектов масштабного и интенсивного ускорения взаимодействий между человеком (обществом) и природой.

Объект изучения географии сложен и его научное познание происходит на трех уровнях – глобальном (планетарном), региональном (территориальном) и локальном (элементарном). Его структура на глобальном уровне определяется как сложная система сфер, функционирующая на основе целостной системы взаимосвязей между отдельными компонентами (сферами) [3, 25]. Геосферный подход в общественной географии раскрывает возможности изучать общество и мировую систему в целом синтетически, а каждый её компонент в контексте взаимосвязей с другими и природной средой.

Результатом дифференциации и интеграции материально-вещественных компонентов среды, реальными территориальными сочетаниями компонентов всех сфер Земли выступают географические комплексы. В частности, Н.Д. Пистун подчеркивает, что общественно-географические комплексы являются следствием деятельности человека, которая имеет значительные территориальные отличия и зависит от способа производства материальных благ и уровня развития научно-технического прогресса  [3, 32-33]. На глобальном уровне познания общественно-географические комплексы называют ойкуменой – заселенной, освоенной или иным образом вовлеченной в орбиту жизни общества частью географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества [1,26]. Человек в этом случае рассматривается как социально-природный компонент, главным признаком которого является духовность. Таким образом, раскрывается возможность изучения функциональных составляющих миросистемы через сопоставление видов человеческой деятельности с соответствующими сферами объекта общественно-географического познания. Постепенное развитие идей про человека как самый важный компонент геосферы, как наивысший продукт развития взаимодействия общества и природы, как социальный элемент биосферы, акцентирует внимание на понимании «человека» не только в качестве деятельной составляющей общества или биосферы, но и как носителя разума в биосфере.  Мировоззренческая парадигма современности уделяет особое внимание учению про постепенное превращение антропосферы в ноосферу – сферу человеческого существования, разумного регулирования био-социальных процессов, морально-гуманистического единства человека и природы.  Синтезируя вышеизложенные мысли, целесообразно определить миросистему как результат и процесс формирования глобального геопросторового единства (целостности) генетического и функционального взаимодействия натуросферы, социосферы, эконосферы, техносферы, культуросферы, политосферы [2,71].

В таком случае, функционально-компонентную структуру такого глобального образования как миросистема формируют:

демографо-экологическая подсистема, которая, в контексте учения о ноосфере и, учитывая экологический императив современности, понимается как глобальная геопространственая природно-ресурсная основа, предпосылка и следствие воспроизводства человека и социума во взаимодействии с природой, т.е. совокупность причинно-следственных связей между человеком и природой в формировании жизненного пространства;

экономическая (хозяйственная) подсистема, которая воплощает совокупность производственных отношений по использованию и развитию производительных сил в едином экономическом пространстве свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы  – мирохозяйственная система национальных воспроизводственных комплексов, интернационализированных воспроизводственных циклов национальных, интернациональных и международных экономических отношений;

информационно-технологическая подсистема (фактически инфраструктура миросистемы), которая представлена информационными и техническими системами, а также технологическими процессами, которые являются результатами интеллектуальной деятельности человека по освоению окружающего мира, воплощению знаний о закономерностях природы и возможности их использования для обеспечения собственной жизнедеятельности и развития (технологии), а также обеспечивает реализацию (обмен) материально-вещественных, энергетических, информационных и других потоков в миросистеме;

социально-культурная подсистема, сущность которой определяется отношениями и структурами, которые формируются в результате общественного воспроизводства человека в процессе обмена культурными ценностями;

политическая подсистема, которая воспроизводит правовые и административные отношения и структуры, связанные с отношениями власти, управления и функционирования государственных и негосударственных институтов современности.

Системообразующую роль при этом играют основные  типы пространств – географическое, экономическое, информационное, социо-культурное, политическое – в рамках которых реализуется синергия взаимодействий подсистем, что и обеспечивает целостность миросистемы.

Таким образом, синтетическое и комплексное понимание глобализации как процесса возрастания масштабности потоков и структур общественной активности, скорости и интенсивности генетических и функциональных взаимодействий в системе человек-природа обосновывает необходимость теоретико-методологической разработки понятия «миросистема». При этом особого внимания при определении его территориально-компонентной структуры сыграет изучение геопространственных аспектов  функционирования демографо-экологической, экономической (хозяйственной), информационно-технологической, социально-культурной и политической подсистем в географическом, экономическом, социально-культурном, информационном и других пространствах.

Литература

[1] Алаєв Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983 – С.26.

[2] Бабарицька (Кіптенко)В.К. Світосистемні структури та свитосистемний підхід у країнознавстві. Глобалізаційні інтерпритації сучасності// Яценко Б.П., Бабарицька В.К. Країнознавство: основи теорії: навч.посіб. – К.: Либідь, 2009. - C. 60-74

[3] Пістун М.Д. Основи теорії суспільної географії: Навч.посібник. – К.: Вища школа, 1996. – С.25б 32-33.

[4] Haggett Peter. Geography: Global Synthesis. – Pearson Education Limited, Harlow, Essex. – P. 586-587.

Summary

Based on geospatial essence of globalization, geosphere approach to the scientific research in human geography there is proposed view on functional pattern of the world-system, integrity of which is provided by a synergy of inter-relations within geographic, economic, social and cultural, informational, etc. spaces.

рассказать друзьям и получить подарок
Share this post for your friends:
Friend me:

Нет похожих статей.

Комментирование через Facebook


1 Comment
  1. Bardo пишет:

    You’re on top of the game. Thanks for sarhing.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Welcome , today is Пятница, 20/10/2017